Лаборатория антропологической лингвистики

    Об отделе

    Лаборатория антропологической лингвистики была образована в 2018 году. Большая часть сотрудников – выпускники факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

    Антропологическая лингвистика специализируется на изучении языка в широком историческом и культурном контексте, его роли в социальном взаимодействии, поддержании (или разрушении) границ сообществ и реализации разнообразных практик. Антропологическая лингвистика разделяет круг интересов с областью лингвистической прагматики и ставит во многом схожие вопросы, однако связывает их с разнообразием других исследовательских проблем, имеющих отношение к человеческой деятельности и не ограниченных использованием языка. По своим методологическим основаниям антропологическая лингвистика также близка к лингвистической антропологии, причем настолько, что ряд исследователей и академических институтов используют названия этих научных областей взаимозаменяемо и не проводят между ними четких дисциплинарных границ. Важные параллели можно также обнаружить между антропологической лингвистикой и программой, обозначаемой как «антропологический» поворот в социолингвистике.

    Исследования сотрудников лаборатории основываются на применении этнографических методов, к которым относятся наблюдение (по возможности включенное), аудио- и видеозапись, а также интервью. Такой подход подразумевает детальное изучение конкретных случаев с максимальным учетом контекста, в который включается ситуация, социальные роли собеседников, их деятельность и поведение, структура самого диалога, создающего контекст, выбор языковых единиц, жанр, фоновые знания участников. Другой характеристикой такого подхода является внимание к так называемым лингвистическим идеологиям – представлениям носителей о языке, его структуре и социальных функциях. В ходе исследований в области антропологической лингвистики к анализу материала также привлекаются методы смежных направлений: этнографии речи, дискурс-анализа, конверсационного анализа.

    Основные направления исследований

    Лаборатория антропологической лингвистики объединяет исследователей с различным опытом научной работы и специализации. На данный момент в лаборатории проводятся исследования по следующим направлениям и темам:

    • Мультимодальный анализ коммуникации;
    • Анализ взаимодействия с участием людей с коммуникативными нарушениями;
    • Прагматика игровой коммуникации в детских группах в онлайн- и оффлайн-среде;
    • Критический анализ дискурса;
    • Лингвистические и семиотические идеологии в современных религиозных культурах;
    • Отношение к языку;
    • Особенности восприятия и понимания языка официальных документов.
    Семинар по лингвистической антропологии

    С 2020 года на базе Лаборатории антропологической лингвистики и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) действует открытый семинар по лингвистической антропологии. С архивом прошедших заседаний можно ознакомиться на странице семинара.

    чл.-корр. РАН, д. ф. н.
    зав. отделом

    чл.-корр. РАН, д. ф. н.
    зав. отделом

    к. ф. н.
    ученый секретарь, н. с.

    к. ф. н.
    ученый секретарь, н. с.
    к. ф. н.
    ученый секретарь, н. с.

    Статьи

    2023

    • Rudneva E.A. Missing Responses in Neurodiverse Interaction: Case Study of an Inclusive Workshop // Autizm i narusheniya razvitiya = Autism and Developmental Disorders, 2023. Vol. 21, no. 3, pp. 37—47.
    • Хонинева Е., Касаткина А. Лингвистическая антропология в русском переводе (послесловие к дискуссии) // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 190–206.
    • Форум: Лингвистическая антропология // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 12–189.
    • Шарипов А.Ш. Священные книги Каодай: тематика, структура, идеология // Вьетнамские исследования. 2023. Т. 7. № 2 S. С. 58–73

    2022

    • Кормина Ж.В., Хонинева Е.А., Штырков С.А. Поварешка Марфы: антропология религиозной инфраструктуры // Антропологический форум. 2022. № 55. С. 9–27.
    • Хонинева Е. Традиция как игра? Ортодоксия, эстетика и ирония в российском католическом традиционализме // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40 (2). С. 277–304.
    • Руднева Е. Наименования людей с инвалидностью в современном русском языке // Антропологический форум. 2022. № 52. С. 159–190.
    • Шарипов А.Ш. Под диктовку мертвых. Репрезентации власти в текстах южновьетнамского культа Каодай // Государство, религия, церковь. Москва, 2022, №2. С. 146–171

    2021

    • Хонинева Е. Ритуал как предмет религиозной рефлексии в британской антропологии и католическом традиционализме // Антропологический форум. 2021. № 50. С. 131–168.
    • Гулида В., Руднева Е. «Сложно и глупо» vs «профессионально» и «вежливо»: отношение носителей русского языка к канцеляриту в объявлениях // Антропологический форум. 2021. № 50. С. 200–224.
    • Шарипов А. Ш. К вопросу о семиотизации взаимодействия медиума с нечеловеческой агентностью во вьетнамском языке // Вьетнамские исследования, 2021, выпуск 1. С. 139–157.
    • Руднева Е. Дискурс российских СМИ о психоневрологических интернатах // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2021. 13, 2. С. 240–266.
    • Колядов Д.М. О социальной природе коммуникативных нарушений: производство коммуникативной (не)компетентности во взаимодействии // Журнал исследований социальной политики. 2021. 19(4). С. 565-584.
    • Руднева Е. А. Переключение к рабочей деятельности в инклюзивной мастерской: мультимодальный анализ взаимодействия // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам международной конференции «Диалог 2021». 2021. С. 587-596.

    2020

    • Khonineva E. The Rational and Magical in the Missionary Projects of Traditionalist Catholics of Russia // Eight Essays on Russian Christianities / ed. I. Mikeshin. Saint Petersburg: Saint Petersburg Center for the History of Ideas, 2020. P. 213–243.
    • Колядов Д.М. Обращение как дискурсивный маркер // Вопросы языкознания. 2020. № 6. С. 7–30.
    • Шарипов А.Ш. Актуализация концепта «вьетнамский даосизм» в историческом и академическом дискурсах: пантеон, мифы, практики //Вьетнамские исследования, сер. 2, 2020, № 1. С. 57–67.
    • Колядов Д.М. Значение говорящего: проблема участия людей с речевыми нарушениями в коммуникативном взаимодействии // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. № 12(3). С. 45–70.

    2019

    • Панченко А., Хонинева Е. «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 7–18.
    • Хонинева Е. Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 102–129.
    • Руднева Е. Подтрунивание как стратегия вежливости // Антропологический форум. № 41. 2019. С. 97–120.
    • Колядов Д.М. Аудитория как участник взаимодействия // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 135–173.
    • Rudneva E. How Russians pre-request and seek assistance: a study of interaction in two communities of practice // Russian Linguistics, Volume 43, Issue 2, 2019. P. 127–142.
    • Колядов Д.М. Прагматика оскорбления: интеракционный подход к унижению чести и достоинства // Acta Linguistica Petropolitana. 2019. 15(1).С. 164-183.
    Рецензии

    2023

    • Руднева Е. Рец. на кн.: Наталья Бичурина. Горы, язык и немного социальной магии: опыт критической социолингвистики. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. 288 с. // Антропологический форум. 2023. № 56. С. 188–198.

    2022

    • Хонинева Е.А. Ora et labora в «темной антропологии» современных православных монастырей: Рец. на кн.: Дарья Дубовка. В монастырь с миром: в поисках светских корней современной духовности. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. 208 с. // Антропологический форум. 2022. № 55. С. 372–386.

    2021

    • Колядов Д.М. Рец. на кн.: Ray Wilkinson, John P. Rae, Gitte Rasmussen (eds.). Atypical Interaction: The Impact of Communicative Impairments within Everyday Talk. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. XXIII+470 p. // Антропологический форум. 2021. No 49. С. 207–222.

    2020

    • Khonineva E. “Material Religion” as Subject and Manifesto in Social Studies on Christianity: A Review of Minna Opas, Anna Haapalainen (eds.), Christianity and the Limits of Materiality. New York: Bloomsbury Academic, 2017, XV+274 pp. (Bloomsbury Studies in Material Religion, 1) // Forum for Anthropology and Culture. 2020. No. 16. P. 255–269.
    • Хонинева Е. Рец. на кн.: Matt Tomlinson, Julian Millie (eds.). The Monologic Imagination. Oxford: Oxford University Press, 2017. X+272 p. // Антропологический форум. 2020. № 47. С. 216–228.

    2019

    • Колядов Д.М. Рец. на кн.: Charles Goodwin. Co-Operative Action. N.Y.: Cambridge University Press, 2018. 521 p. // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 231–241.
    • Хонинева Е. «Материальная религия» как предмет и манифест в социальных исследованиях христианства: Рец. на кн.: Minna Opas, Anna Haapalainen (eds.). Christianity and the Limits of Materiality. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. 296 p. // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 153–171.
    Тезисы

    2023

    • Вокруг текста: пара-, мета- и прочие маргиналии. Сборник материалов конференции. 19–21 октября 2023 / Отв. ред. А.К. Касаткина, М.Л. Сергеев. СПб.: ИЛИ РАН, 2023. — 80 с