Отдел теории грамматики
Об отделе
Петербургская школа функциональной грамматики
Петербургская школа функциональной грамматики, возглавляемая членом-корреспондентом РАН А. В. Бондарко, объединяется вокруг отдела теории грамматики Института лингвистических исследований Российской Академии Наук (ИЛИ РАН). Работа ведется в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков ИЛИ РАН, возглавляемой В. С. Xраковским. В исследованияx принимают участие ученые из Санкт-Петербургского гос. университета (СПбГУ), Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) и другиx высшиx учебныx и научныx заведений России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тамбов, Вологда и др.) и зарубежныx стран (Беларусь, Эстония, Венгрия, ФРГ, Австрия и др.).
Основные направления работы школы в 2002 году
В 2002 г. продолжаются исследования, направленные на развитие теории функциональной грамматики, основанной на понятиях функционально-семантического поля и категориальной ситуации. Продолжается работа над плановой коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры" (2001-2003 гг., отв. ред. А.В.Бондарко, С. А. Шубик, 20 а.л.). Исследование проводится в условиях интеграции академической и университетской науки. В развитии теории функциональной грамматики активное участие принимают молодые сотрудники (кандидаты наук и аспиранты). Начата работа над коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Аспекты онтогенеза" (2002-2006 гг., отв. ред. С.Н.Цейтлин, 20 а.л.).
В коллективной монографии "ПФГ: Полевые структуры" продолжается и развивается то направление системно-функциональных исследований, которое было намечено в 6-томной серии "Теория функциональной грамматики" (1987-1996) и в последующих коллективных трудах, подготовленных отделом теории грамматики ИЛИ РАН в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков: "Межкатегориальные связи в грамматике". СПб., 1996; "ПФГ: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании". СПб., 2000; "ПФГ: Семантическая инвариантность / вариативность" (книга готовится к печати).
История
Основателями научной школы являются академик В. М. Жирмунский; профессора С. Д. Кацнельсон, В. Г. Адмони, Ю. С. Маслов (профессор Санкт-Петербургского университета, некоторое время работавший по совместительству в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР).
Основные этапы развития школы:
- Исследования акад. В. М. Жирмунского, С. Д. Кацнельсона и В. Г.Адмони в области общего языкознания, грамматической теории и германистики.
- Создание и развитие ленинградской (петербургской) аспектологической школы, основанной Ю. С. Масловым.
- Разработка методологии лингвистических исследований: теоретических основ cтрукрутно-вероятностного анализа (Н.Д. Андреев, Л.Д. Андреева и их ученики), синтаксемного анализа (А.М. Мухин и его ученики), анализа полевых структур (В.Г. Адмони, В.М. Павлов, А.В. Бондарко), грамматического анализа текста (Е.А. Реферовская), сравнительно-исторического анализа (С.Д. Кацнельсон, Н.Д. Андреев); работы по истории лингвистических учений (С.Д. Кацнельсон, В.М. Павлов, Е.А. Реферовская, С.А. Шубик, А.В. Бондарко, В.С. Храковский, И.О. Гецадзе, И.Б. Долинина, С.М. Кибардина).
- Разработка теоретических оснований функциональной грамматики, создание шеститомной серии трудов под общим названием "Теория функциональной грамматики" (отв. ред. А. В. Бондарко, члены редколлегии: Ю.С. Маслов, Н.А. Козинцева, В.М. Павлов, М.А. Шелякин, Т.В. Булыгина, О.Н. Селиверстова).
- Создание нового направления исследований по теоретическим проблемам онтогенеза и грамматики детской речи на материале русского языка (зав. кафедрой детской речи Российского гос. пед. университета им. А.И. Герцена проф. С.Н. Цейтлин и сотрудники отдела теории грамматики ИЛИ РАН М.Д. Воейкова и Ю.А. Пупынин).
На каждом из указанных основных этапов развития школы выделяются исследования, отличающиеся новизной и оригинальностью. Так в трудах С.Д. Кацнельсона (1907-1985), руководившего отделом теории грамматики и типологических исследований со времени его создания (с 1976 по 1980 г.; до этого С.Д. Кацнельсон был заведующим отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, из которого выделился отдел теории грамматики и типологического изучения языков), разработана многосторонняя и целостная концептуальная система, охватывающая теорию соотношения языка и мышления, семантическую типологию, историко-генетические проблемы, вопросы морфологии и синтаксиса, историю лингвистических учений. Эта фундаментальная научная система не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике.
Не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике и теоретико-исследовательская система, созданная В.Г. Адмони (1909-1993). Эта система, характеризующаяся общегуманитарной направленностью, включает теоретические проблемы языкознания, литературоведения, теории перевода.
Аспектологическая школа, созданная Ю.С. Масловым (1914-1990), пользуется широким признанием у нас и за рубежом. Теория общей и славянской аспектологии, разработанная Ю.С.Масловым и его учениками и последователями, является одним из наиболее авторитетных и влиятельных направлений в изучении глагольного вида и смежных категорий. Многие понятия, разработанные в рамках данной школы, вошли в теоретические основания функциональной грамматики. Принципы аспектологического направления, основанного Ю.С.Масловым, во многом определили направление работы международного аспектологического семинара в составе международной комиссии по изучению грамматического строя славянских языков при Международном комитете славистов.
Модель функциональной грамматики, созданная санкт-петербургской школой теории грамматики, является новым направлением в функциональной лингвистике, не имеющим аналогов в других школах функционализма. Специфические признаки данной модели - построение и описание системы функционально-семантических полей и категориальных ситуаций.
Признанием оригинальности и новизны отмечены указанные выше направления лингвистического анализа - функционального, структурно-вероятностного, синтаксемного, анализа, основанного на принципе поля.
Исследования проблем онтогенеза и грамматики детской речи на основе системно-функциональных принципов петербургской школы - это новое направление в изучении детской речи. В настоящее время это направление получает широкий отклик и признание на международных конференциях и симпозиумах.
В развитии научной школы четко прослеживаются междисциплинарные связи:
1-й этап - теория языкознания, философия, теория системных исследований; 2-й этап - славистика, русистика, германистика, общее языкознание; 3-й этап - структурная лингвистика, математическая лингвистика, статистические методы анализа, сравнительно-историческое языкознание и история лингвистических учений во взаимосвязи с историей логики и философии; 4-й этап - связи между теорией функциональной грамматики и функциональным подходом в общей теории научного познания, связи с общей теорией системных исследований; 5-й этап - связи между теорией онтогенеза и общей теорией языкознания, теорией системно-структурной и функциональной грамматики, психолингвистикой, детской психологией.
Основные результаты исследований в рамках научной школы
1) Создание теории взаимосвязей категорий языка и мышления и методологии контенсивной типологии, ориентированной на содержание языковых форм и выявление универсальных и идиоэтнических элементов семантики (С. Д. Кацнельсон).
2) Создание концепции грамматического строя языка как системы построения и системы отношений и методологии анализа этих аспектов языковой системы на основе теории поля в лингвистике; применение данной концепции к анализу грамматического строя немецкого языка: его системное описание и осмысление (в современном состоянии и в историческом развитии); соотнесение данной концепции грамматического строя языка с оригинальной теорией структур высказывания и текста (В. Г. Адмони, В. М. Павлов, С. А. Шубик).
3) Создание аспектологической теории, основанной на целостной системе анализа аспектуальной семантики и средств ее выражения; создание и развитие оригинальной концепции общей и славянской аспектологии (Ю. С. Маслов, А. В. Бондарко), развитие данного направления аспектологических исследований на материале русского языка в трудах представителей ленинградской (петебургской) аспектологической школы (Ю. А. Пупынин, И. Н. Смирнов, Н. А. Козинцева, Г. И. Панова и др.).
4) Построение теории соотношения значения и смысла в сфере грамматики, концепции структурных типов грамматических значений, теории морфологических категорий, включающей принципы их классификации, их соотнесения с лексико-грамматическими разрядами, их структуры, сочетающей отношения оппозиции и неоппозитивного различия; соотнесение данной теории с концепцией поля в грамматике, с методологией системно-функционального анализа грамматических единств; разработка теории соотношения системы и среды в сфере грамматики, истолкование понятия функции, основанного на разграничении и соотнесении аспектов потенции и реализации (А. В. Бондарко).
5) Создание теории функциональной грамматики, основанной на понятиях функционально-семантического поля и категориальной ситуации (А. В. Бондарко); построение и описание системы функционально-семантических полей (главным образом на материале русского языка, с элементами типологического и сопоставительного анализа); описание группировки полей с предикативным ядром (полей аспектуальности, временной локализованности, таксиса, темпоральности, модальности, персональности, залоговости), с субъектно-объектным ядром (поля субъектности, объектности, коммуникативной перспективы высказывания, определенности/неопределенности, с предикативно-обстоятельственным ядром (поля локативности, бытийности, посессивности, обусловленности); анализ данной системы функционально-семантических полей и соответствующих типов категориальных ситуаций осуществлен в серии коллективных монографий "Теория функциональной грамматики" (отв. ред. А.В.Бондарко, члены редколлегии - Н. А. Козинцева, В. М. Павлов, М.А. Шелякин, Т. В. Булыгина, О. Н. Селиверстова, М. Д. Воейкова, Ю. А. Пупынин, В. С. Храковский, Л. А. Бирюлин, Е. Е. Корди, А. П. Володин, Н. Б. Вахтин, А. Н. Жукова и др.); данная модель функциональной грамматики легла в основу аналогичных моделей грамматики болгарского и немецкого языков, эта модель грамматики нашла широкое применение в практике изучения и преподавания русского языка как иностранного; теория функциональной грамматики включает разработку функционального анализа, основанного на сочетании и взаимодействии исходно-семантического и исходно-формального направлений; данное направление функциональной грамматики получает дальнейшее развитие в коллективных монографиях, посвященных проблеме системных связей категорий грамматики и проблеме функционирования категорий морфологии и синтаксиса в высказывании; разработаны и исторические аспекты теории функциональной грамматики (С. А. Шубик).
6) Разработка концепции лексемы в связи с проблемой отношения синтаксиса и словообразования и более широкой проблемой основных характеристик языка как системно организованного объекта (В. М. Павлов); в данном результате примечательна постоянная связь онтологической, философской и лингвистической направленности анализа, охватывающего социальные и индивидуальные (личностные) аспекты существования языка.
7) С 1993 г. в отделе проводятся исследования по теории отногенеза в тесном контакте с сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им А.И.Герцена (зав. каф. д.ф.н. проф. С. Н. Цейтлин); специфика данных исследований состоит в том, что 1) они основаны на материале магнитофонных записей спонтанной речи ребенка, 2) тексты введены в компьютер в формате международной системы обмена данными по детской речи (CHILDES) и, следовательно, являются уникальным по методу обработки материалом; первый опыт сбора такого материала отражен в совместном сборнике текстов: Детская речь: Тексты. Дневники. Наблюдения. Спб., 1993 (10 а.л.) (составители М. Б. Елисеева, М. Д. Воейкова), применение формата CHILDES к русским данным - в учебном пособии "Русская речь в системе CHILDES". СПб., 1995. М. Д. Воейкова; теоретическое обобщение первых результатов нашло отражение в подготовленной сотрудниками ИЛИ РАН и кафедры детской речи коллективной монографии: "Исследования до грамматике детской речи: ранний этап усвоения грамматической системы русского языка" - рукопись, 12 а.л. (Отв. ред.: проф. д.ф.н. С. Н. Цейтлин, к.ф.н. М. Д. Воейкова); по данной теме отдел постоянно сотрудничает с Комиссией по лингвистике и теории коммуникации Австрийской Академии Наук (председатель комиссии - действ. член Австр. АН проф. В. У. Дресслер), готовятся совместные публикации, группа "Грамматика детской речи" ИЛИ РАН отвечает за сбор и анализ материалов русского языка в рамках Международного проекта "Ранние стадии развития морфологии" (рук. - проф. В. У. Дресслер).
8) Синхронное системное исследование неизученных и малоизученных курдских диалектов: "Курдский диалект мукри", Л.,1968, 18 а.л. - К. Р. Эйюби, И .А. Смирнова; ряд статей; создание и применение на материале группы иранских языков (персидский, курдский, афганский, белуджский, рушанский) методики функционально-типологического исследования грамматических категорий в родственных языках: "Формы числа имени в иранских языках", Л., 1974, 10 а.л. - И.А.Смирнова; реконструкция исторического развития современных грамматических форм основных частей речи в курдском языке: И. А. Смирнова, К. Р. Эйюби. "Историко-диалектологическая грамматика курдского языка", СПб., 1999; первое в иранистике построение грамматики поэтического текста: И. А. Смирнова. "Синтаксическая структура стихотворного текста (на материале курдской классической газели: Маляэ Джезири, XVI-XVII вв.)", рукопись, 15 а. л.
В целом основным результатом развития научной школы теории грамматики в отделе теории грамматики ИЛИ РАН является разработка такой концепции системно-функциональной грамматики, которая, с одной стороны, неразрывно связана с общей теорией и методологией языкознания, а с другой - с конкретными исследованиями (главным образом в сфере русистики и германистики, но также и за пределами этой сферы, в частности, в области романистики и иранистки). Характерной особенностью данной концепции является ее системно-функциональная направленность - ориентация на изучение системы языка в ее взаимосвязях с системой речи, на сочетании исходно-семантического и исходно-формального направлений анализа, на взаимосвязь аспектов синхронии и диахронии, различных методов анализа, взаимодействующих и дополняющих друг друга (анализа функционального, системно-структурного, синтаксемного, структурно-вероятностного; анализа, базирующегося на принципе поля и полевой структуры, инвариатности / вариативности и континуальности). Общетеоретическая и методологическая направленность проводимых исследований обусловила их широкое применение в конкретно-исследовательной практике и в практике преподавания и изучения языков разных типов.
Школа германистики
Основные итоги развития германистики в ИЛИ РАН связаны с творчеством четырех ведущих ученых - сотрудников института, являющихся основателями научных школ, и их многочисленных учеников.
1) Акад. В. М. Жирмунский, начав в 20-30 гг. с изучения немецких диалектов на теорритории СССР, в дальнейшем заложил основы отечественной немецкой диалектологии и диалектографии и создал фундаментальный труд "Немецкая диалектология" (1956), в 1962 г. вышедший в Германии в немецком переводе и завоевавший широкое признание за рубежом (см. также серию его статей по немецкой диалектологии и диалектографии в кн. В. М. Жирмунский. Избранные труды. Том: Общее и германское языкознание. Л., 1976, с. 386-605). Второе направление германистических исследований В. М. Жирмунского представляют сравнительно-исторические исследования германских языков - монография "Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков" (М.-Л., 1964), статьи по германской исторической фонологии и морфологии (см. указ. выше том "Избранных трудов", с. 252-385), книга "История немецкого языка" (5-ое изд., М., 1965). Вс эти труды В. М. Жирмунского сохраняют непреходящую актуальность в науке и широко используются при подготовке специалистов по германистике в системе высшего образования.
2) Итогами научного творчества В. Г. Адмони и его школы в ИЛИ РАН является глубокое и разностороннее освещение закономерностей исторической эволюции грамматического строя немецкого языка, создание целостной, системной картины основных "движующих сил" этого процесса в их взаимосвязи, определивших современное состояние этого германского языка и господствующие в нем тенденции, которые позволяют четко определить его отличительные характеристики. Особенность школы В. Г. Адмони состоит, с одной стороны, в том, что исследования проводятся на мощном эмпирическом основании, формируемом к тому же методами, обеспечивающими возможность систематического количественного обследования языкового материала, исторического и современного; с другой стороны, как в отношении диахронии, так и в отношении синхронии освещение грамматического строя конкретного германского языка осуществляется в тесной взаимосвязи с разработкой проблем общего языкознания, общей теории грамматики, в частности и в особенности с разработкой принципов полевой организации языковой системы, что оказывает глубокое воздействие на текущую работу в сфере лингвистической методологии. Труды В. Г. Адмони давно и прочно вошли в международный обиход, входят (в особенности "Der deutsche Sprachbau") в число основных университетских пособий по германистике, в первую очередь в Германии, Австрии, Швеции; в беседах зарубежные германисты часто относят В. Г. Адмони, как и В. М. Жирмунского, к классикам германистики.
3) В. М. Павлов и его ученики на материале немецкого и английского языков обосновали тезис о том, что язык представляет собой сплошную функциональную систему, отдельные подсистемы которой связаны друг с другом многочисленными переходными и промежуточными явлениями. Эти явления в работах В. М. Павлова впервые стали предметом специального анализа и описания. Переходные и промежуточные явления в языке рассматриваются В. М .Павловым и его учениками как закономерный результат непрерывного взаимодействия и взаимопроникновения языковых подсистем в процессе их исторического развития. Работы В. М. Павлова пользуются известностью как у нас, так и за рубежом.
4) Особое место занимает направление, основы которого заложил С. Д. Кацнельсон в своем труде "Историко-грамматические исследования. I: Из истории атрибутивных отношений" (М.-Л., 1949) и которое получило законченное выражение в книге "Типология языка и речевое мышление" (Л., 1972). Научные интересы С. Д. Кацнельсона концентрировались на лингвофилософской проблематике, на проблемах взаимодействия языка и мышления, на генезисе речи и языка, на языковой типологии; материалы германских языков, древних и современных, широко вовлекались им в изучение этих проблем. Вместе с тем, его трактовка этих материалов имеет большое значение и для развития германистики как таковой, в частности в связи с грамматическими категориями рода, числа, падежа, с актуализационными функциями артикля, с соотношениями "явных" и "скрытых" грамматических значений, в сфере такого фундаментального понятия синтаксической теории, как "валентность".
6) Особое место занимают результаты деятельности А. М. Мухина и его многочисленных учеников. Это школа "синтаксемного" анализа синтаксиса английского языка. А. М. Мухиным в ряде монографий разработаны принципиальные основы теории и метода синтаксемного анализа предложения, которые в дальнейшем были реализованы его учениками, в работах которых получены оригинальные результаты изучения широкого спектра категорий синтаксиса английского языка - разных типов субъектно-предикатно-объектных и обстоятельственных отношений в границах простого и сложного предложения.
Школа русистики
В сфере русистики основным результатом проводимых в рамках данной школы исследований является разработка модели описания функционально-семантических полей на материале русского языка (коллектив авторов серии коллективных трудов "Теория функциональной грамматики"). Разработана на материале русского языка концепция видовой семантики, легшая в основу системы описания языковых факторов; эта система включает: а) определение и истолкование категориальных значений видовых форм, б) характеристику аспектуальных значений в их отношении к системе и среде, в) анализ соотношения глагольного вида и предельности, г) характеристику видовой семантики в высказывании на основе анализа семантического признака "возникновение новой ситуации", д) анализ категории временного периода. Эти результаты анализа видовой семантики представлены в книгах А. В. Бондарко "Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии", СПб., 1996; "Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени", СПб., 1999, "Теоретические проблемы русской грамматики" (в печати), "Теория значения в системе функциональной грамматики (на материале русского языка)" (в печати).
В цикле диссертационных исследований, написанных под руководством А. В. Бондарко (цикл включает 34 кандидатских диссертации), представлено описание многоуровневой системы семантической вариативности категорий вида, времени, наклонения и лица глагола в русском языке. Результаты этих исследований, осуществленных главным образом аспирантами кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также аспирантами отдела теории грамматики ИЛИ РАН, нашли отражение в серии сборников научных трудов: Функциональный анализ грамматических категорий. Л., 1973; Функциональный анализ грамматических категорий и единиц. Л., 1976; Функциональный анализ грамматических единиц. Л., 1980; Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания. Л., 1986 (отв. ред. А. В. Бондарко), а также в выпусках "Лингвистических исследований". Указанные работы представляют собой особое направление системно-функционального анализа категорий русского глагола. Данное направление развивается в трудах профессоров Ю. А. Пупынина, С. Н. Цейтлин и их учеников, а также в подготавливаемых докторских диссертациях Г. И. Пановой и И. П. Матхановой.
Одним из важных результатов проводимых исследований является изучение системных связей категорий русской грамматики. Эта проблематика намечена в разделе академической "Русской грамматики" (1980), написанном А. В. Бондарко, и получила дальнейшее развитие в коллективной монографии "Межкатегориальные связи в грамматике", СПб., 1996. Различные аспекты межкатегориального взаимодействия выявлены и описаны в работах Ю.А.Пупынина.